ФОНД ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ



ПИШИТЕ НАМ
Панова Елена, аспирант
кафедры социологии и политологии
Волгоградского государственного университета
panovaelena@mail.ru

Социальное расслоение молодежи г.Волгограда:
результаты анкетирования.

Проблема социального расслоения является одной из особо актуальных социальных проблем в современной России. При этом необходимо отметить, что сегодня «дроблению» подвержены практически все социальные группы (страты). Особенность в этом процессе придает также региональная специфика.
Автором настоящей статьи весной 2004г. было проведено анкетирование 200 молодых людей г.Волгограда[1], различающихся по полу, возрасту (от 14 до 30 лет), уровню образования и роду занятия (учащиеся старших классов, студенты ССУЗов и ВУЗов, а также работающая молодежь). [2]

Опросный лист открывался вопросом, касающимся оценки материального положения населения нашей страны. Так, по мнению опрошенных, на сегодняшний день «говорить о том, что люди живут хорошо, сложно» (40,9%). При этом 24,4% указали, что «заметно улучшилось, большинство людей могут многое себе позволить»; 10,9% высказались, что материальное положение не изменилось; 10,4% считают, что «бедность среди людей процветает с каждым годом все сильнее». По мнению 9,9% «в России появилось много богатых людей»; 3,9% никогда об этом не задумывались.
При оценке уровня жизни их семьи молодые люди отдали предпочтение категории «примерно на том же уровне, что и большинство семей» (43,5%). 3,9% респондентов считают уровень жизни значительно ниже среднего, 9% немного ниже среднего, 23,4% несколько выше среднего, 7,4% значительно выше среднего уровня. Лишь 6,5% отметили, что их семья с высоким уровнем достатка. 5,4%% затруднились ответить. Однако семейный бюджет при этом хватает практически только на продукты питания у 15,5%, хватает на различные (некрупные) покупки (напр. одежда, обувь, косметические товары) - 58%, на более крупные товары (аудио, видео и другая техника) – 9%. У 12,5%, по мнению респондентов, семья может (наряду с предметами первой необходимости и крупными дорогостоящими покупками) вполне себе позволить тратить деньги на отдых и развлечения. Затруднились с ответом – 6%.
Собственное материальное положение молодых людей Волгограда показывает структура их доходов и расходов.

Основным источником для карманных расходов для большинства является помощь со стороны родителей (46,4%). 13,9% получают стипендию, 19,4% подрабатывают от случая к случаю, 15,9% имеют постоянную работу, карманных денег практически не имеют 4,4%; 0,1% затруднились с ответом. Необходимо отметить, что весьма существенным источником доходов студенческой молодежи, наряду с помощью родителей, являются зарплата в виде разовых (сезонных) заработков, подрабатывающих в период избирательных кампаний или в различных сферах услуг (в качестве бармена, официантки, охранника и пр.). Как показывают данные анкетирования, все же 39,5% молодых людей собственный доход не имеют вообще, составляет менее 2000 рублей у 28% (причем сюда относится и стипендия, которая составляет лишь одну четверть от обозначенной цифры). Личный доход в размере 2000-4000 рублей имеют 20%, 5000-7000 руб. – 9%, от 8000 руб. и выше у 5%.
Вопрос, касающийся расхода карманных денег фиксирует также досуговые предпочтения молодых людей, преимущественно содержательную сторону досуга: на театры, музеи тратят свои деньги 9,5% респондентов; бары, клубы (27,5%), музыкальные диски, кассеты (19,5%); книги, журналы (17%); косметика (29%); питание (29,5%); занятия спортом (13%); компьютер (Internet) (20%); 6,5% затруднились с ответом. 10,5% молодых респондентов, расширили предложенную автором исследования статью возможных расходов, указали иные категории: проезд в транспорте, уход за ребенком, оплата мобильных телефонов, посещение различных «кружков» (напр.танцы) и пр. [3] На формы проведения досуга, как правило, целиком и полностью влияет финансовый фактор: наиболее обеспеченная и «благополучная» в этом смысле молодежь характеризуется «жизнепрожигательным» образом жизни (ночные клубы, «тусовки»). Соответственно, расход денежных средств данной молодежной «прослойки» больше, нежели тех, кто таковыми обладает в меньшей степени.
В связи с этим и удовлетворенность своим материальным положением у молодежи различная. Чувство неудовлетворенности, как видно, свойственно как «обеспеченным», так и «необеспеченным» слоям молодежи: 36,1% лишь частично удовлетворены собственным материальным положением; 22,1% совершенно не удовлетворены, 25,6% удовлетворены в той или иной степени, 13,1% полностью удовлетворены; 3,1% затруднились ответить. Однако на вопрос «Представителем какого социального слоя (класса) Вы себя считаете?» большинство ответило «Средний» (54,2%). Процесс идентификации со средним классом является, на наш взгляд, положительным, т.к. свидетельствует о нарастании стабильности в сознании молодых людей в отношении занимаемого положения в общественной иерархии. К высшему относят себя 3,7%, выше среднего 17,2%, ниже среднего 13,7%, к низшему социальному классу отнесли себя 2,7% молодых респондентов. 8,2% затруднились ответить.

Помимо этого, в анкете были предусмотрены вопросы, выявляющие жизненный успех молодых людей г.Волгограда. Так, показателем богатства в представлении молодежи являются: собственный бизнес (45%), высокая заработная плата в несколько тысяч долларов в год (34,5%), дорогой автомобиль иностранной марки (11,5%), большое наследство (6,5%), ежегодный отпуск заграницей (9,5%), собственная квартира (12,5%). Затруднились ответить 12%. 4,5% респондентов предложили собственные формулировки-суждения, типа: “богатство не в деньгах”, “психологическое ощущение богатства” и пр.

По мнению опрошенной молодежи в современном обществе большое значение представляют (видимо, чтобы достичь того самого богатства) образование (37%), деньги (41,5%), карьера (30,5%), власть (26,5%), семья (19,5%).
Следует отметить, что среди детерминантов социального расслоения в молодежной среде основополагающее значение имеет фактор материально-экономический, который определяет весь образ и стиль жизни современного молодого человека. В связи с этим, тщательное изучение политических пристрастий молодежи, призванное фиксировать политическое расслоение российской молодежи, не дает полной картины процесса социальной дифференциации в молодежной среде. На сегодняшний день не политика, а скорее экономика влияет на расслоение данной социальной группы, как, впрочем, и ряда других общностей.
Опрос все же показал, что явной тенденции к нигилизму и негативизму к политике у молодых людей не прослеживается. Скорее имеет место быть равнодушее: 28,5% «вообще не интересуются политикой». Наряду с этим прослеживается и политическая заинтересованность, которая, разумеется, имеет скорее избирательный характер и проявляется от случая к случаю. Многие молодые люди сами того не осознавая проходят косвенную политическую социализацию, подрабатывая на выборах в качестве агитаторов и организаторов кампаний в предвыборных штабах и т.п. Итак, политическое равнодушие сегодня переплетается с «данью моде» к партии «Единая Россия» (идентифицируется с Президентом страны, стабильностью и профессионализмом). Этой политической партии симпатизируют около 39,5% опрошенных. Выбор из перечня политических организаций партии «Единая Россия» скорее свидетельствует, на наш взгляд, о знакомстве, нежели симпатии к ней. Далее следуют СПС (10,5%), ЛДПР (10,5%), КПРФ (4,5%), Яблоко (3,5%), Родина (3%), Аграрная партия (0,5%).

Расслоение по политической детерминанте, как было сказано выше, все же сильно не затрагивает молодежь, хотя молодежь сегодня и не представляет собой единой политической силы. Однако заметнее социальное расслоение по материально-экономическим показателям, продуцирующим раскол молодежной среды, а также определяющим стиль жизни молодых людей, формируя их систему смысложизненных ценностей, ориентаций и моделей поведения. В связи с этим, можно предположить, что именно по экономическому фактору «дробления» возможно фиксировать разницу в российской молодежной среде города и села, где основным показателем выступают доступ к социальным благам, наличие тех или иных социальных возможностей.
В данном анкетировании приняли участие молодые люди г.Волгограда, из которых 43,75% мужского и 56,25% женского пола, в возрасте 14-17 лет 23,2%, 18-21 лет 42,37%, 22-26 лет 23,2%, 27-30 лет 11,3%; с образованием «неполное среднее» (18,2%), среднее (15,2%), среднее специальное (20,2%), неоконченное высшее (25,2%), высшее (21,2%). Род занятий: учащиеся школы (11,9%); студенты училища, техникумов (26,4%); студенты ВУЗов (33,9%); служащие гос.учреждений 11,4%); работники частной фирмы (10,4%); безработные (6,4%).

Итак, молодежь г.Волгограда – нечто не похожее с одной стороны на молодежь «столичного» типа (Москва, С-Петербург), с другой на молодых людей своего региона в целом (села). Эта «непохожесть» заключается как раз в неравных (отличных) жизненных шансах, в обладании социальными возможностями для жизнедеятельности, доступности к социальным благам. При сравнении с первой категорией волгоградская молодежь обладает меньшими преимуществами, а с «сельской» - большими. Это выражается и в формах проведения досуга, и в наличии учебных заведений, рабочих мест, и объема собственного дохода и дохода родителей и пр. Все же в рамках такого города, как Волгоград, по нашему мнению, скорее сохраняется по большей мере некая социальная однородность в молодежной среде. Процесс социального расслоения, на наш взгляд, более заметен не внутри города (в рамках таких крупных городов, как г.Волгоград социальная дифференциация не так явно выражена, т.к. исследование не выявило резкий раскол), а все же при сравнении с молодежью страны в целом, между ее регионами, а также внутри региона. Скорее следует проводить сравнительный анализ городской и сельской молодежи Волгоградской области по определенным показателям (материальное положение, формы проведения досуга, отношение к политике и пр.). Именно здесь будет заметен разрыв в социальных возможностях.
ПРИМЕЧАНИЕ:


1. Согласно данным Облкомстата Волгоградской области численность молодежи г.Волгограда в возрасте от 15 до 29 лет составляет 220,7 тыс. человек, что примерно 22,6% ко всему населению города (См.: Город Волгоград –2002г. Стат.сборник – Волгоград, 2003. С.25).

2. Подробнее результаты исследования см. в статье «Молодежный портрет в региональном интерьере» //Интер. №29 (596), 15 июля 2004 г.

3. В этом и некоторых других вопросах, где суммарная процентовка ответов превышает 100%, означает, что вопрос допускал несколько вариантов ответов.

 
 
 
Используются технологии uCoz